Об основных положениях федеральных законов от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ
Об основных положениях федеральных законов от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и № 248-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В настоящее время совершенствование федерального государственного контроля за миграционными процессами является одним из основных направлений законотворческой деятельности Российской Федерации.
Президентом Российской Федерации 8 августа 2024 года подписаны Федеральный закон № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] и Федеральный закон № 248-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[2].
Федеральный закон № 260-ФЗ содержит ряд новелл, направленных на совершенствование законодательства в сфере миграции в области контрольно-надзорной деятельности за пребыванием (проживанием) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства[3].
I. Федеральным законом № 260-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающие:
1. Сокращение разрешенного срока временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение календарного года.
2. Обязанность иностранных граждан в период пребывания (проживания) на территории Российской Федерации воздерживаться от деятельности, наносящей ущерб интересам Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
3. Обязанность находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся законными представителями иностранных граждан, не достигших возраста 18-ти лет, недееспособных или ограниченных в дееспособности иностранных граждан, достигших возраста 18-ти лет, обеспечивать законность пребывания (проживания) указанных граждан на территории Российской Федерации, реализацию ими своих прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, включая получение основного общего образования, медицинской помощи, проживание в надлежащих жилищно-бытовых условиях.
4. Введение миграционного режима высылки — правовой режим, применяемый на основании Федерального закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Все иностранные граждане указанной категории подлежат включению в реестр контролируемых лиц до их самостоятельного выезда (выдворения или депортации) из Российской Федерации либо до урегулирования правового положения на территории нашей страны.
Суть указанного режима заключается в ограничении возможности реализации незаконно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином отдельных прав и свобод, а также в существенном расширении применяемых к нему мер государственного контроля.
В частности, в отношении иностранного гражданина, включенного в реестр контролируемых лиц[4], в качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты:
изменять место жительства или место пребывания в Российской Федерации без разрешения органа внутренних дел;
выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает);
приобретать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах данное имущество;
заключать брак;
учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;
открывать банковский счет и осуществлять иные банковские операции, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц.
Также Федеральным законом № 260-ФЗ предусматриваются ограничение на пользование иностранным гражданином правом на управление транспортными средствами и отказ в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения.
Кроме того, на контролируемое лицо возлагаются обязанности по явке в установленный срок к должностному лицу органа внутренних дел в случае вручения (направления) ему предписания о явке, а также по своевременному исполнению требований, соблюдению запретов и ограничений, установленных в соответствии с Федеральным законом № 260-ФЗ.
В случае неоднократного (два и более раза) неисполнения контролируемым лицом установленных ограничений и запретов, в отношении контролируемого лица принимаются решения о депортации и о помещении в специальное учреждение территориального органа МВД России.
Информация о наличии (0б отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре будет размещаться на официальном сайте МВД России в сети «Интернет» и предоставляться без взимания платы.
Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте Министерства внутренних дел.
5. Меры контроля, применяемые в рамках режима высылки.
В перечне таких мер наряду с уже применяемыми (проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица, установление (идентификация) его личности; проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования) закрепляются новые полномочия полиции:
установление места нахождения иностранного гражданина, в том числе с применением технических средств (данных мобильных устройств и геолокации, платежных систем, средств распознавания лиц), а также наделение полномочием сотрудников органов внутренних дел на проникновение в помещения (в том числе жилые), территории (земельные участки), где должен или может находиться иностранец;
согласование маршрута следования до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации;
направление в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти Российской Федерации иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе банки и небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации, запросов о предоставлении информации и документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну;
получение доступа в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения.
Справочно: корреспондирующие изменения внесены в федеральные законы 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Семейный кодекс Российской Федерации"[5].
II. Федеральным законом № 248-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, наделяющие должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации полномочиями по принятию решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации[6] иностранных граждан, за правонарушения, составление протоколов по которым обеспечивается непосредственно органами внутренних дел.
На уровне территориальных органов МВД России рассматривать указанную категорию дел будут уполномочены:
начальники (заместители начальников) территориальных органов, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители (по всем составам правонарушений, протоколы по которым уполномочены составлять органы внутренних дел);
руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов и их заместители (в части правонарушений в сфере миграции);
руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов и их заместители (в части правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств).
Также за совершение отдельных правонарушений, связанных с нарушением режима пребывания иностранных граждан в России, назначать выдворение будут вправе начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте и их заместители.
Одновременно вводятся полномочия должностных лиц органов внутренних дел по помещению иностранных граждан, которым назначено выдворение в принудительной форме, в специальные учреждения на 48 часов.
Также устанавливается административная ответственность для физических и юридических лиц за оказание иностранному гражданину, включенному в реестр контролируемых лиц, услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация данных федеральных законов будет способствовать оперативному выявлению и выдворению из Российской Федерации иностранных граждан, представляющих угрозу общественной безопасности и правопорядку, и, наряду с другими принимаемыми мерами, станет одним из элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
[1] Далее — «Федеральный закон № 260-ФЗ», вступает в силу с 5 февраля 2025 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2024 г.
[2] Далее — «Федеральный закон № 248-ФЗ», вступает в силу с 5 февраля 2025 года.
[3] Далее — «иностранные граждане».
[4] Далее — «контролируемое лицо».
[5] Статьи 1, 3-10, 14, и 15 Федерального закона.
[6] Далее — «выдворение».