ЯКОВЛЕВСКИЙ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Приморского края
Российской Федерации

27 апреля – День российского парламентаризма. История парламентаризма в России.

День парламентаризма

27 апреля – День российского парламентаризма. Это праздник, посвященный работникам парламента и законодательных структур субъектов Российской Федерации.

Праздник учрежден 27 июня 2012 года, когда Президент РФ Владимир Путин внес изменения в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года. Дата празднования была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1906 году начала работу Государственная Дума Российской Империи – первый в истории страны демократический институт.

История парламентаризма в России

Орган народного представительства (парламент) появился в России в начале ХХ века, после создания первых политических партий и усиления революционных настроений в стране. 6 августа 1905 года Николай II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и положение о выборах депутатов. Согласно Манифесту, новый орган должен был носить только законосовещательный характер. Но Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 года заставила Николая II выступить 17 октября с новым Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка», который провозгласил гражданские свободы и созыв законодательного органа — Государственной Думы, которой отводилась роль нижней палаты парламента. Функции верхней палаты были возложены на назначаемый император Государственный Совет, который одобрял или отклонял принятые Думой законы.

Дума избиралась сроком на пять лет, право на ее роспуск имел российский император. Выборы проходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. К выборам не допускались женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств, не имевшие собственного жилья и пр. Общее число членов Думы составляло в разные годы от 480 до 524 человек. К ведению палаты относилось принятие законов, внесенных правительством, и утверждение государственного бюджета. В дореволюционном парламенте были сформированы партийные фракции: кадеты, эсеры, трудовики, социал-демократы, октябристы и др. Дума ввела процедуру прохождения законодательных инициатив, гласность заседаний, депутатские запросы, урегулирование разногласий согласительными комиссиями. Особую важность в России того времени имело предоставление депутатам обеспеченного законом права на свободу слова на парламентской трибуне.

Торжественное открытие первой Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Местом заседаний был определен Таврический дворец Санкт-Петербурга.

В царской России Дума просуществовала вплоть до падения самодержавия, имела четыре созыва

Выборы в первую Думу прошли весной 1906 года. Наибольшее число мандатов получили кадеты и трудовики. Представители рабочих образовали фракцию социал-демократов, депутаты от партии промышленников и землевладельцев составили правое крыло Думы /октябристы/. Также в парламенте была образована достаточно многочисленная группа автономистов /нацменьшинства/ и беспартийных. Председателем был избран член фракции кадетов С.Муромцев. С самого начала своей деятельности Дума вступила в конфронтацию с властью. Депутаты требовали отмены смертной казни и амнистии политзаключенных, установлении ответственности правительства перед Думой, политических свобод и т.д. После того, как правительство отвергло все требования депутатов, Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству с требованием его отставки. В результате палата была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева». Первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня — с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Она провела лишь одну сессию, приняла 2 законопроекта и свыше 300 запросов о незаконных действиях правительства.

Государственная Дума второго созыва оказалась еще более левой, чем предыдущая. Большинство мандатов досталось трудовикам, кадетам, октябристам, эсерам, социал- демократам, народным социалистам. Председателем был избран кадет Ф.Головин. Вторая Госдума проработала с 20 февраля по 3 июня 1907 года, успела провести лишь одну сессию, приняв около 20 законопроектов. Думское большинство не принимало аграрных реформ Столыпина, отказывалось осудить террор, развязанный в стране левыми силами, использовало думскую трибуну для политической агитации. Не было согласия и между членами самой палаты. Поводом для роспуска Думы послужило обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. 3 июня 1907 года члены фракции были арестованы, а вторая Госдума распущена. Вместе с ее роспуском был принят новый закон, ограничивающий возможность избрания в парламент радикально настроенных членов политических партий.

Третья Дума стала единственной из четырех дореволюционных созывов, которой удалось просуществовать весь положенный 5-летний срок. Ее работа продолжалась с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года, за это время состоялось 5 сессий. Она была более правой, чем две предыдущие. Большинство мандатов досталось правым и октябристам, меньше мест получили кадеты, трудовики и социал-демократы. За время работы Думы третьего созыва сменились три председателя — представители фракции октябристов Н.Хомяков, А.Гучков и М.Родзянко. Несмотря на свое долгожительство, третья Дума также не выходила из кризиса. Острые споры между ее членами возникали по вопросам реформирования армии, крестьянскому вопросу и пр. Но именно в третьей Думе впервые состоялось обсуждение и принятие государственного бюджета, а также были приняты важнейшие законы о страховании рабочих, об учреждении новых земств, об образовании /известна как «Дума народного образования»/.

Четвертая, последняя в истории царской России, Дума возникла в канун Первой мировой войны. Она просуществовала с 15 ноября 1912 года по 6/19/ октября 1917-го, провела 5 сессий. В Думу были избраны представители левых, центристских и правых партий. Большинство составили октябристы, вступившие в коалицию с кадетами. Председателем Думы вновь стал октябрист М.Родзянко. С началом Первой мировой войны конфронтация между правительством и депутатами резко обострилась. Осенью 1916 года оппозиция обвинила царское правительство в провале войны с Германией. 16 декабря четвертая Дума была распущена. Она возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, но спустя несколько дней вновь была распущена. В стране произошла Февральская революция, в результате которой монархия была свергнута и установилось двоевластие — Временное правительство и Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство предприняло попытку создания нового парламента: в ноябре 1917 года в России прошли выборы в первое Учредительное собрание, большинство мест в котором получили эсеры. Но этот выборный орган просуществовал недолго — 6 января 1918 года собрание было разогнано большевиками.

После Октябрьской революции 1917 года верховным законодательным органом РСФСР стал ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет, который давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти. С образованием СССР в 1922 году был создан Центральный Исполнительный Комитет — сначала однопалатный, а с 1924 года — двухпалатный высший орган госвласти в период между Всесоюзными съездами Советов. Он имел широкие полномочия в экономической области, в утверждение госбюджета, ратификации международных договоров и т.д. В 1936 году, после принятия новой Конституции, на смену ЦИКу пришел Верховный Совет, состоящий из двух палат.

Верховный Совет последнего, 12-го созыва был избран в 1990 году на основании Конституции 1978 года в редакции 1990 года.

В начале 90-х годов, после распада СССР самым принципиальным изменением в системе государственной власти этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и соответствующее перераспределение властных функций между различными ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган государственной власти и Верховный Совет, состоящий из двух палат — Совета Республики и Совета Национальностей, как его постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в области законодательной деятельности, определения внутренней и внешней политики, принятия решений по вопросам государственного устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и обнародование законодательных актов, формирование правительства и назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе исполнительной власти в Российской Федерации.

Конфликт между исполнительной и законодательной властью стал одной из причин открытого противостояния в октябре 1993 года, завершившегося роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”, которым предписывалось “прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации”. Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось провести выборы в Государственную Думу — нижнюю палату Федерального Собрания Российской Федерации.

Представительным и законодательным органом РФ, согласно Конституции 1993 года и Положению о Федеральных органах власти на переходный период, стало Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Первые в новейшей истории России выборы в Государственную Думу состоялись 12 декабря 1993 года.

В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступил новый этап.

11:11
Нет комментариев. Ваш будет первым!
|